Инженер с “Капиталом” подмышкой
#цветущаясложность #главныйконструктор
Побиск Кузнецов познакомил главного конструктора Спартака Никанорова с философом Эвальдом Ильенковым в 1965 году. Он интуитивно чувствовал необходимость синтеза «двух логик»: логики математической, которую представлял Никаноров, и логики диалектической, носителем которой был Ильенков.
Математическая логика формирует теорию как вычислительную систему, разворачивающуюся на основе набора аксиом. А диалектическая логика позволяет, пользуясь правилом последовательной постановки вопросов, определять аксиомы любой прикладной теории в любой предметной области.
Судя по рассказу Побиска Кузнецова, первая встреча Никанорова с Ильенковым была не очень продуктивной:
Н.: «Я хорошо знаю все, что относится к проектированию любого сложного технического комплекса. При формировании «дерева целей» такого комплекса нет никакого проку от знания математической или формальной логики. Говорят, что существует «нечто», называемое «диалектической логикой». Что я должен уметь делать, чтобы решать сложную техническую задачу с применением диалектической логики?»
И.: «Для этого надо изучить историю философии и понять, что произошло в истории философии при переходе от формальной к диалектической логике».
Н.: «Меня этот ответ не устраивает. Можете ли вы привести пример научной, технической или социально-экономической задачи, которая решалась бы с применением диалектического метода?»
И.: «Типичным примером такой социально-экономической задачи является «Капитал» Маркса. Ему никто ничего не мог подсказать, как отбирать из многообразия факторов общественной жизни именно те, которые определяют общественное развитие. Диалектическая логика — это метод создания теории на такую предметную область, где такой теории нет».
Н.: «И этот ответ меня не устраивает. Что же, я должен взять «Капитал» подмышку и идти решать прикладную задачу? Но вот настоящий вопрос: известен ли человек, который одновременно хорошо знал и математику, и диалектическую логику?»
И. (задумавшись): «Гегель…»
На этом беседа закончилась. Ильенков был очень расстроен.
В своих воспоминаниях Никаноров выносит собеседникам строгий вердикт: “Несомненно, требует объяснения факт, состоящий в том, что ни у Ильенкова, ни у Кузнецова, отлично знавших классические источники, идея конструктивизации диалектической методологии не возникла”.
Важно другое. По мнению Кузнецова, вопросы Никаноровым были поставлены правильно и на них рано или поздно придется отвечать. Он был уверен, что все это чисто практические вопросы проектирования комплексных целевых программ. Он пытался убедить Ильенкова, что “пройдет каких-нибудь 30–50 лет и такие же вопросы возникнут у сотен, если не у тысяч разработчиков машинных информационных систем”. 30–50 лет прошли…
Автор: Дмитрий Холкин