Трансакционная революция

Книга Майкла Мангера “Завтра 3.0”: послевкусие

Дмитрий Холкин
4 min readMar 31, 2022

Если вы не читали родоначальника нового институционализма Рональда Коуза или вас не устраивают отечественные экономические пророки, но вы хотите разобраться в причинах и содержании фундаментальных изменений в экономике, то вам стоит познакомиться с книгой Майкла Мангера “Завтра 3.0. Трансакционные издержки и экономика совместного использования”.

Автор считает, что в истории человечества можно выделить три великих экономических революции:

  • Неолитическая революция — переход человечества от присваивающего хозяйства («экономика охотников и собирателей») к производящей экономике.
  • Промышленная революция — массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
  • Трансакционная революция — переход от владения вещами к временному доступу к ним, формирование экономики совместного использования и посредничества, обеспечивающей сокращение трансакционных издержек.

В настоящее время проходит третья экономическая революция — трансакционная. Мангер утверждает, что у людей отсутствует глубинное желание владеть вещами, они нуждаются в потоке услуг, которые предоставляют им доступ к необходимым вещам. Приобретение вещей в собственность, а не в аренду, временное пользование, до сих пор объяснялось более низкими издержками в первом случае, чем во втором. Однако это “предпочтение” владения не является абсолютным. Если предприниматели найдут способы продажи сокращения трансакционных издержек, предпочтение может быстро измениться. А современные цифровые технологии (цифровые платформы) создают все больше возможностей для таких изменений.

Автор выделяет три составляющих трансакционных издержек, с которыми должны работать платформы:

  • триангуляция — поиск информации об участниках и местоположении сделки, а также согласование условий сделки;
  • трансфер — максимально быстрый и незаметный способ перечисления платежа и передачи товара;
  • доверие — внушение (обеспечение) уверенности в честности и справедливости условий договора, а также непременное их исполнение.

На примерах Amazon, Airbnb, Blablacar, Uber автор показывает как происходит сокращение трансакционных издержек в рамках новых бизнес-практик.

Резюмирующие предсказания Майкла Мангера таковы:

  • Третья великая экономическая революция будет основываться на инновациях с использованием цифровых инструментов, направленных не на создание материальных продуктов, а на сокращение трансакционных издержек.
  • В результате общество получит возможность более интенсивно использовать товары длительного пользования всех видов, поскольку “избыточная мощность” превратится из проблемы хранения в торгуемый товар. Вследствие этого качество и долговечность арендуемых вещей значительно возрастут, а количество вещей, действительно находящихся в обращении, резко уменьшится. Кроме того, произойдет резкое снижение цен на товары экономики совместного использования.
  • Люди будут “коллекционировать” различный опыт, а не вещи; в конце этого столетия идея собственности будет восприниматься как странная и архаичная.

Любопытно, что этим идеям уже много лет, но только сейчас сформировались технологические возможности для их реализации. Английский экономист, лауреат нобелевской премии по экономике Рональд Коуз еще в 1937 году в своей книге “Природа фирмы” показал, что трансакции могут быть предметом специальной конструкторской деятельности. Для этого надо выявить в рамках некоторой сферы деятельности все трансакции и оценить их издержки. Далее совместно с другими участниками трансакций разработать проект снятия части издержек. Если затраты проекта существенно меньше объёма снимаемых издержек, то реализация проекта целесообразна для предпринимателя и для общества.

Следующий, в том числе, теории Коуза и развивающий техноэкономический подход российский философ и педагог Сергей Чернышев уже не первый год говорит, что наступившая новая технологическая революция касается не энергетических или информационных технологий, а новых методов и технологий “выполнения на человеко-машинной основе социальных функций, которые устаревшие институты обмена обременяли трансакционными издержками”. В этом смысле новые технологии вытесняют и заменяют автоматизированными финансовыми платформами традиционных экономических посредников.

На фоне глобальных процессов потепления климата, энергетического перехода, геоэкономических и геостратегических конфликтов, экономического кризиса и новых тотальных эпидемий дискурс о трансакционной революции, обычно связываемый с цифровизацией, приутих. Однако в нем суть качественной трансформации человеческого общества в настоящее время. В институциональном инжиниринге и сокращении трансакционных издержек не просто возможность для формирования новых бизнес-практик, но и преодоление проблем общества потребления, возникновение посткапиталистических форм экономических отношений, формирование новых плацдармов экономического роста, решение вопросов бедности и справедливости и многое другое.

В том числе, здесь кроется и фундаментальное разрешение главного недостатка экологической мысли в русле парадигмы устойчивого развития, заключающегося в в том, что технический и социальный прогресс оказался подчинен логике рынка, а не логике разума (это, в частности, обсуждается в книге Эвы Бинчик “Эпоха человека. Риторика и апатия антропоцена”). Как уже отмечалось выше, переход к экономике совместного использования приведет к существенному сокращению производства вещей, к более интенсивному их использованию, к повышению качества и долговечности вещей, что непременно скажется на снижении выбросов парниковых газов. Это самый простой пример влияния новой экономики на климатические вызовы, но есть множество и других возможностей. Попутно следует отметить, что ценность третьей великой экономической революции обычно поясняется в терминах сокращения трансакционных издержек, однако более важным её результатом станет возможность гибкого и рационального проектирования экономических отношений, подчинение их логике разума.

Книга несколько скучна, но встречаются и ценные мысли. Можно почитать.

11 марта 2022 г.

Автор: Дмитрий Холкин

--

--

No responses yet